Петербургские ученые предложили подход для изучения зависимости от компьютерных игр

Петербургские ученые предложили подход для изучения зависимости от компьютерных игр

Ученые из СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИТМО и НМИЦ им. В. А. Алмазова, используя функциональную МРТ, обнаружили, что у людей, которые много времени уделяют компьютерным играм, происходят изменения нейронных связей, отвечающих за самоконтроль, удовольствие и привязанности.

15.02.2024


В последние десятилетия компьютерные игры стали одним из самых популярных развлечений по всему миру среди людей различного пола и возраста. Причем многие из них проводят в виртуальной реальности значительное количество времени. В связи с этим ученые разных стран активно изучают, как увлечение компьютерными играми влияет на физиологическое и психологическое здоровье жизни геймеров.

Так, одна из современных исследовательских тематик посвящена игровому расстройству – форме психологического заболевания, которое проявляется в навязчивом и бесконтрольном увлечении и даже зависимости от компьютерных игр (по аналогии с алкогольной или никотиновой зависимостью). При этом на сегодняшний день общепринятых методик и показательной статистики для эффективной диагностики, и лечения данной патологии не существует.

Кроме того, сложно определить, когда простое увлечение превращается в аддикцию, т.е. навязчивую потребность – критерии не до конца ясны и в основном базируются на психологических тестах и субъективных оценках самих людей.

Научный коллектив из СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИТМО, а также Национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова. провел исследование с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) головного мозга геймеров без игровой зависимости, но которые проводят много времени за видеоиграми (геймеры-любители).

«Изначально мы считали, что при зависимости от веществ и при игровой зависимости паттерны мозговой активности будут одинаковыми. Поэтому сначала мы взяли модель нейронных изменений при химической зависимости – она достаточно четкая, и прослежена вплоть до отдельных участков мозга и связей между ними с помощью определенных нейромедиаторов. Но оказалось, что механизмы разные, и отличаются они довольно сильно».

Руководитель исследования, сотрудник Международной научной лаборатории прикладной радиофизики ИТМО Михаил Александрович Зубков

Ученые анализировали нейронные связи респондентов в соответствии с существующей моделью формирования нехимических зависимостей I-PACE (The Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution). В результате выяснилось, что нейронные изменения у геймеров без зависимости схожи независимо от времени, которое они проводят за играми. Главное отличие – влияние на когнитивные функции. Оказалось, что у геймеров, которые играют в игры сравнительно немного они не изменяются.

«Мы нашли порядка 39 нейронных сетей между различными областями мозга, которые отличаются у геймеров, которые играют много и мало. Сначала мы не поняли, как их анализировать. Это удалось сделать, сравнив результаты с существующей моделью нехимических зависимостей I-PACE. Мы определили функции нейронных сетей и установили взаимосвязь с моделью I-PACE», – комментирует первый автор исследования, аспирант Физического факультета ИТМО Павел Михайлович Тихонов.

В исследовании участвовали 22 геймера, которые проводят за играми от 20 до 30 часов в неделю, и 25 человек, которые играют редко (меньше 10 часов в неделю). Испытуемых помещали в аппарат МРТ и демонстрировали им скриншоты из любимых игр. Скриншоты перемежались фотографиями нейтральных объектов, чтобы ученые смогли оценить, какие нейронные связи будут активироваться при просмотре скриншотов и нейтральных объектов.

«Выяснилось, что у геймеров, которые играют много, подвергаются изменению нейронные связи, отвечающие за самоконтроль, удовольствие и привязанности, но когнитивные функции при этом не нарушаются, что наблюдается в других исследованиях о зависимости от игр. В перспективе благодаря этому исследованию с помощью фМРТ можно диагностировать игровое расстройство на его ранних стадиях или наоборот – его отсутствие».

Ведущий научный сотрудник научного центра мирового уровня (НЦМУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Артем Геннадьевич Труфанов

Важно еще раз отметить, что зависимых среди испытуемых не было. Все они прошли тест IGD-20 (The Internet Gaming Disorder Test), используемый для определения игровой зависимости. Поэтому речь в исследовании идет скорее об опасных тенденциях, на которые стоит обратить внимание. Ученые считают, что их результат может стать серьезным вкладом в проблему определения зависимостей на ранних стадиях и профилактики людей из группы риска.

Результаты исследования об изменениях мозговой активности, похожие на зависимость, у любителей видеоигр, обнаруженные с помощью эксперимента по реакции на сигнал с помощью фМРТ, представлены в научном журнале «Computers in Human Behavior».