Роботизированная платформа может быть оснащена различными датчиками, благодаря которым ее можно будет использовать как в сфере мониторинга состояния окружающей водной среды, так и в доставке грузов.
14.01.2025
Развитие информационных технологий стремительно трансформирует подходы к производственным и логистическим процессам в различных отраслях. Автоматизация, внедрение роботизированных систем и применение автономных технологий становятся ключевыми двигателями прогресса. Одним из примеров таких инноваций являются безэкипажные морские системы.
Большинство современных разработок в этой области сосредоточено на крупных системах, предназначенных для выполнения сложных задач, таких как разведка в открытом море, обследование глубоководных участков и транспортировка грузов. Однако в сегменте малых безэкипажных катеров (до 2 метров в длину) существует известный дефицит решений. При этом компактные автономные платформы имеют множество преимуществ, таких как эксплуатационная и логистическая мобильность, малая масса и энергоэффективность, а также широкий спектр возможных применений за счет модульности и возможности внедрения в систему дополнительных подсистем. Создание малых автономных надводных аппаратов требует компактных, энергоэффективных решений в области управления и навигации в сочетании с высокими показателями надежности и точности.
«Мы разработали малый безэкипажный автономный катер, который может использоваться в различных сферах благодаря своей универсальной конструкции. Беспилотник способен автоматически следовать по заданному маршруту и передавать данные с установленных датчиков в реальном времени. Испытания аппарата успешно прошли на водоемах Карелии и Ленинградской области».
Катер имеет небольшие размеры (125×45×65 см). В его базовую комплектацию входит несколько ключевых компонентов, которые обеспечивают его функционал. Один из главных – силовая установка мощностью 1 кВт, позволяющая катеру развивать скорость до 40 км/ч, гарантируя при этом стабильную и продолжительную, в течение 12 часов, работу при автономном плавании. Катер оснащен двумя аккумуляторами емкостью по 22 Ач (ампер-часа), которые обеспечивают необходимый запас энергии для работы всех систем катера, включая силовую установку и сенсорную подсистему.
Кроме того, катер оборудован планировщиком маршрута, который является ключевым элементом автономного управления и отвечает за точное следование катера по заранее заданным контрольным точкам с точностью до ±3 метров.
Безэкипажный катер оснащен многолучевым эхолотом для создания карт рельефа дна, камерой для оценки местности, датчиками оценки качества воды. Благодаря модульности такие беспилотники могут работать в сфере автоматизированной доставки грузов, мониторинга состояния окружающей водной среды, разведки водной обстановки, установки боновых (плавучих) заграждений при загрязнениях водной поверхности, а также решать задачи в области безопасности.
Малый безэкипажный катер был представлен в качестве экспоната на XI Международном форуме по цифровой трансформации «ИТ-диалог».
Разработка ведется в русле научно-исследовательской политики программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030».