Ученые ЛЭТИ создали радарные системы для контроля судов в Каспийском море

Ученые ЛЭТИ создали радарные системы для контроля судов в Каспийском море

Разработка позволит собирать, объединять и анализировать информацию о движении всех видов водного транспорта в акватории Каспийского моря для обеспечения безопасности и пресечения контрабанды.

14.12.2021


Каспийское море – крупнейший внутренний бессточный водоем Земли. Выход к нему имеют Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения и Казахстан. Сегодня на Каспии наблюдается растущая активность различных типов водного транспорта, которые необходимо контролировать, а также обеспечивать безопасность навигационной обстановки. Столкновения судов могут привести к повреждению техники, человеческим жертвам и экологическому ущербу. Помимо этого, суда могут незаконно перевозить пассажиров и контрабандные грузы.

«Мы ведем проект с компанией одного из государств Каспийского региона по обеспечению комплексного контроля водного транспорта в Каспийском море. Для этого мы создаем систему радиолокационного мониторинга движения судов с использованием сигналов сторонних источников: береговых радаров, данных, поступающих с судов и прочих источников информации. Разработка позволит обеспечить зону радиолокационного наблюдения практически в любой точке акватории».

Директор НИИ систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Иванович Веремьев

Одним из главных способов отслеживания перемещений водного транспорта являются автоматические идентификационные системы (АИС). Они устанавливаются на крупных судах и предоставляют о них всю необходимую информацию. Также для этих целей используются навигационные радиолокационные системы (РЛС), предназначенные для наблюдения за береговой линией, судами, льдами и иными объектами на морской поверхности. С помощью алгоритмов, разработанных учеными ЛЭТИ, на основе полученной информация будет выстраиваться единая динамическая карта происходящего в Каспийском море.

«В дальнейшем мы планируем доработать программное обеспечение для улучшения организации процесса управления. Система будет полезна как государственным, так и частным владельцам водного транспорта всех стран, имеющих выход к Каспию. Судоводители снизят риски столкновений, а пограничники смогут отслеживать контрабандистов», – отмечает Владимир Иванович Веремьев.

Научный задел разработки составляют результаты исследований сотрудников НИИ «Прогноз» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в области создания коммерчески доступных систем комплексной радиолокации, которые сегодня практически отсутствуют на отечественном рынке.

Для справки

Работа по созданию системы радиолокационного мониторинга соответствует научно-исследовательской политике университета в рамках программы развития Приоритет 2030 и находится в русле стратегического проекта №2 «Новые технологии информационной связанности объектов и территорий», одной из задач которого является разработка когнитивных реконфигурируемых систем гетерогенной локации и навигации.