Участники пятидневного интенсива, который прошел в ЛЭТИ, познакомились с последними мировыми трендами высшего образования, а также начали проектирование новых и трансформацию существующих магистерских программ под руководством экспертов.
08.02.2022
С 31 января по 4 февраля 2022 года в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» прошла школа по проектированию новых и трансформации существующих программ магистратуры World Educators’ School, участниками которой стали свыше 80 представителей ЛЭТИ, МИФИ и ТПУ.
В приветственном слове ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Николаевич Шелудько призвал участников школы воспользоваться присутствием профессиональных экспертов, чтобы практические действия по проектированию востребованных магистерских программ вошли в активную фазу.
«В теории скоро мы сможем и другим рассказывать, как трансформировать образовательную деятельность. На практике мы запаздываем. Уверен, что на WES мы получим хорошие результаты и будем успешно реализовывать наши амбициозные планы».
На открытии школы также выступила проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина. «На интенсиве World Educators’ School мы решили большое внимание уделить трансформации программ магистратуры. Этот фокус связан с тем, что в стратегии развития ЛЭТИ одной из ключевых задач является наращивание количества обучающихся магистратуры до уровня бакалавриата к 2027 году. Чтобы это реализовать, нам необходимо создать максимально креативные, востребованные и актуальные программы магистратуры. Мы также нацелены на создание совместных сетевых программ с коллегами из других университетов», – подчеркнула Анастасия Андреевна.
Участников поприветствовала модератор образовательных программ МШУ «Сколково», эксперт Офиса трансформации ТюмГУ, ведущая подкаста о высшем образовании «Спросите Гумбольдта» Екатерина Селиховкина. «Мы будем предлагать вам разные форматы. Возможно, некоторые из них покажутся необычными. Мы хотели бы попросить вас быть максимально открытыми», – напутствовала Екатерина.
80 представителей СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Томского политеха и МИФИ были поделены на команды по 10 человек – преподавателей и администраторов программ. Каждая из них прослушала общие лекции и лекции по группам – University teachers’ track или University mid-level management track.
В рамках школы ведущие профессора и эксперты высшего образования рассказали о последних мировых практиках и трендах образования, особенностях организационных моделей, стратегиях развития и продвижения образовательных продуктов на международный рынок.
С лекцией об архитектуре магистерских программ выступила руководитель исследовательской группы Центра трансформации образования МШУ «Сколково» Дара Мельник. Она отметила, что ни в одном официальном документе ни в России, ни в ЕС не сказано, что такое бакалавриат и магистратура. «Магистратура – это, по сути, порт между университетом и рынком, индустрией, профессиональным сообществом, лидерами принятия решений, будущим города, региона, страны», – считает Дара Мельник.
«Школа являет собой платформу для коммуникации администраторов и преподавателей о магистерских программах. Это достаточно редкая ситуация, потому что обычно администраторы выстраивают формы и спускают задачи, а преподаватели делают вид, что они их выполняют и учитывают. А здесь два традиционно воинствующих лагеря объединяются для того, чтобы определить новые форматы, стандарты и модели магистерских программ».
О своих ожиданиях от выпускников технических вузов рассказали потребители кадров – представители промышленности: заместитель генерального директора по инновациям и проектам гражданского назначения АО «Концерн «Океанприбор» Ян Альбертович Ивакин, главный эксперт управления обучения и развития АО ИК «АСЭ» (ГК «Росатом») Константин Борисович Фокин, руководитель направления Департамента прикладных решений ООО «Сигма» Александр Владимирович Ерошкин, руководитель направления по работе с партнерами и образовательными учреждениями компании «Сименс» Сергей Александрович Галкин, руководитель проекта «СмартСкан» АО «Заслон» Богданов Евгений Генрихович, заместитель генерального директора федеральной франчайзинговой сети предприятий «ЕвроАвто» Илья Викторович Плисов.
Потенциальные работодатели сошлись во мнении о необходимости повышения уровня подготовки в области фундаментальной математики, а также развития у студентов soft skills.
Участники школы не только начали путь к созданию новых образовательных продуктов и повысили квалификацию, но и смогли лучше понять своих коллег – преподавателей и администраторов магистерских программ, а также познакомились с зарубежными практиками и междисциплинарными возможностями.
«Роль преподавателя меняется: утрачивается его роль как единственного носителя и передатчика знания. Знания можно получить большим количеством способов, в том числе в Яндекс.Практикуме. Основная задача преподавателя – скорее фасилитировать процесс научения: замечать, что студент делает что-то не так, и корректировать эту ошибку, наводить на правильный ответ и поддерживать студента».
Об уникальности феномена университетов и возможностях для изменений в сфере высшего образования рассказала Директор центра трансформации образовательного пространства БФУ имени И. Канта Анастасия Русакова. «Университет – это очень консервативная структура. Ее особенность состоит в том, что они являются одной из наименее изменяемых и подверженных изменениям институций. В то же время, именно в университете формируется картина мира, которой еще не существует. И в этом диалектическом противоречии единственный способ запустить изменения – это сделать так, чтобы основная, базовая структура университета не чувствовала настоящей угрозы и продолжала функционировать, а где-то сбоку постепенно зародились бы новые типы и форматы деятельности», – подчеркнула эксперт.
Вопрос экспериментов в образовательных программах магистратуры раскрыл заместитель директора по обучению School of Advanced Studies (ТюмГУ) Даниэль Контовски.
«Я пытался донести в своей лекции три главные мысли. Во-первых, большая неопределенность при создании магистратуры, в отличии от программ другого уровня, способствует инноваторам. Она позволяет нам достичь большего. Во-вторых, проектирование образовательной программы – процесс, который никогда не заканчивается. Он не завершается на этапе запуска. В-третьих, студенты должны занимать центральное место при создании программы и участвовать в ее проектировании», – отметил Даниэль Контовски.
Маркетингу в образовании и повышению привлекательности образовательной программы для абитуриентов была посвящена лекция директора Центра новых образовательных программ НИТУ «МИСиС» Екатерины Беляевой. Спикер поделилась опытом запуска магистерской программы «Технологическое искусство».
Отдельным направлением на World Educators’ School стало «Art & Science». Под руководством специалистов из компании Vetvi – Тимура Щукина (МШУ Сколково, рабочая группа НТИ «Техноэномика») и Ирины Антоновой (участник NakedMinds Lab и арт-группы Vstol) – участники сконструировали набор образовательных методов Art & Science для оснащения ими образовательных программ университета.
По итогам пятидневного интенсива появились планы на изменение магистерских программ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Автоматизация и мехатроника», «Интеллектуальные электротехнические комплексы и системы», «Системы и технологии цифровой медицины» и других, а также идеи по созданию новых образовательных продуктов, например, «Реклама и связи с общественностью в высокотехнологичных отраслях».
В течение полутора месяцев участники World Educators’ School при поддержке экспертов доработают проект. В марте 2022 года команды представят результат – учебный план образовательной программы, готовой к запуску в сентябре 2022 года.
Организатором World Educators’ School выступает СПбГЭТУ «ЛЭТИ» при участии экспертов МШУ «Сколково» и School of Advanced Studies (ТюмГУ). Проектировала программу школы менеджер офиса международных проектов СПбГЭТУ «ЛЭТИ», студентка 2 курса магистерской программы «Experimental Higher Education» School of Advanced Studies (ТюмГУ) Анастасия Фатеева.